Feofania Vital

Creations
Publications
Have a Say
Collaboration
The Author
Photo-Gallery
Announcements
Contacts

"ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА" ШТЕЙНА




Есть мнение, что люди искусства, театра делают благотворительность примитивным орудием создания собственного имиджа, образа. (И им это простительно, ведь всю свою жизнь они имеют дело с образами. Это их хлеб и мировосприятие.) Но человеку, посвятившему более 40 лет своей жизни кукольному театру и вот уже почти 3 года осуществляющему благотворительную программу творческой реабилитации детей-инвалидов, – не до собственного имиджа. Тем более что сам он в настоящее время заправляет всем, сидя в инвалидном кресле.

В начале февраля у главного Сказочника театра "Волшебная лампа" было много хлопот. Надо было встретиться с ребятами-инвалидами, которые хотели его поздравить, спонсорами, телевизионщиками. Дело в том, что доброму Сказочнику (а заодно директору и художественному руководителю театра), Владимиру Михайловичу Штейну, исполнилось 60 лет. И, пожалуй, самые теплые слова в день его рождения прозвучали из уст детей-инвалидов, для которых он создал студию в своем театре.

А началось все с того, что театр, который ставил спектакли для детей по детским книгам, стал выезжать со спектаклями по больницам, травматологическим отделениям, детским домам. На поприще служения детям люди-кукольники из команды Штейна не новички – Московскому театру детской книги "Волшебная лампа" уже более десяти лет. А команда подобралась – что надо: Марина Грибанова, посвятившая более сорока лет куклам как художник и Штейну как жена; артисты, любящие свое дело (некоторые из них, что называется, "выросли прямо на подмостках"); сейчас со Штейном сотрудничает Ольга Славянова, около двадцати лет работавшая режиссером “Спокойной ночи, малыши!” Они-то знают, что нужно детям. Вот и решил Владимир Михайлович создать на базе театра Центр творческой реабилитации детей-инвалидов. Для этого Штейн разработал собственную программу, которая была принята Городским благотворительным Советом в числе самых первых (в 1997 г.). И работа закипела пуще прежнего.

Организационную сторону “продвижения” программы Штейна и утверждения ее городским Благотворительным советом взяла на себя С.Е. Бочарова – директор Международного общественного информационно-просветительского Движения "Добро без границ". Она помогла в поиске спонсора, строительной организации (у театра не было даже своего зрительного зала), производителей театральной мебели. Через факультет специальной педагогики и специальной психологии Московского городского педагогического университета (МГПУ) вышли на семьи с детьми-инвалидами, которые сейчас и посещают творческую студию "Сделай шаг". Студенты-волонтеры с кафедры специальной психологии тестируют детей, дают им логопедические упражнения. Теперь ребята-студийцы могут не только бесплатно посмотреть спектакли, но и принять участие в различных творческих конкурсах и встречах. 2 – 3 раза в месяц они собираются в театре и на каждом занятии узнают что-то новое. У поэта Марка Шварца они учатся писать стихи, выполняют домашние задания на рифмование, которые он им дает. С музыкантами-бардами (А. Пинегиным, В. Луферовым, В. Антоновым) ребята с удовольствием поют песни. С педагогом-оригамистом Ниной Острун учатся японскому искусству складывания фигурок из бумаги. Через посредничество артистки Натальи Державиной – беседуют с Хрюшей.
– Мы узнали, как пишутся песни и делаются сценарии к передаче "Спокойной ночи, малыши!", – рассказывает жизнерадостная 9-летняя Галя (диагноз – ДЦП).
- Мы изучаем скороговорки!
- Тут мы научились дружить! (Настя, 8 лет, гиперкинетическая форма ДЦП)

Перед спектаклем, увидев, что я опрашиваю детей-инвалидов, ко мне подбежал здоровый бойкий мальчишка.
- А вы из газеты? А я не хожу на студию, мы просто пришли на спектакль с классом. Я тут уже не в первый раз. Мне нравится, что в спектаклях участвуют сразу и куклы, и люди, – протараторил он.
- С удовольствием ли дети идут на занятия в студии? Безусловно. Тут даже нам, родителям, нравится. Мы все здесь согреты теплом и заботой, – говорит мама Оли (девочки 10-ти лет, диагноз ДЦП).

Большую часть группы (а в ней около 15 человек) составляют дети с ДЦП, но есть и ребята с задержкой психического развития. Сейчас привлекаются также дети из семей беженцев. Конечно же, все они нуждаются в поддержке профессионального психолога. И такой человек в студии есть – это Л.В. Кузнецова, завкафедрой специальной психологии МГПУ. Она помогает Штейну ставить психо-терапевтические спектакли, в которых участвуют и дети, и родители.

- Сейчас мы работаем над спектаклем по сказке Киплинга "Откуда пошли броненосцы", – рассказывает Людмила Вениаминовна, – где главные герои – зверюшки – маленькие и слабые, но, объединяясь, они становятся способными противостоять насилию. У многих детей тут есть чувство страха – перед сильным, перед чужаком, который может обозвать их "инвалидами". Мы же приводим в студию гостей, дети общаются с ними, и страх отступает. В конце каждого занятия мы все беремся за руки, словно принимая этих бывших "чужаков" в свою семью. Очень важным моментом, на мой взгляд, является то, что ребята дарят гостям подарки, учатся отдавать кому-то свое тепло.

Обсуждаются на студии и просмотренные спектакли. Иногда ребята сами пишут рецензии, отмечают, что им особенно "запало в душу", читают вместе книги. Так, совместное чтение "Маленького Принца" произвело на мальчика Сашу такое сильное впечатление, что он упросил родителей купить ему карту звездного неба и взялся за изучение астрономии с целью выяснить, на каком именно астероиде жил Маленький Принц.
"Для ребенка сказка – это жизнь. Кукла – живое существо", – говорит Владимир Михайлович. Он дает ребятам такие задания, как, например, сделать зверюшку по форме кисти руки (она, как варежка или перчатка, должна одеваться на руку), и ребята делают совсем как живых ежиков, черепашек, попугаев, рыбок. В подобных упражнениях дети получают хорошую возможность для выплеска потенциала своей бурной фантазии. Они изобретают фазьяну (гибрид фазана и обезьяны) или носолина (носорога, скрещенного с павлином) и искренне радуются своим новым друзьям.

- Наша задача – избавить их от одиночества, ввести в мир доброго и вечного через игру людей и кукол, – говорит Штейн.
- А какой, по-вашему, должна быть "идеальная" кукла?
- Наивной и доброй куклой, которая внушает чувство покровительства. Ребенок маленький, но он должен почувствовать, что есть кто-то еще меньше и слабее него и нуждается в его защите. Тогда он вырастет добрым и заботливым. А современные Барби такого чувства не внушают. Дети, воспитанные на таких игрушках, компьютерах и телевизорах, становятся прагматиками. Не приучая ребенка к книге, мы чего-то не додаем ему в детстве. Наш театр ставит спектакли по детским книгам. Он создан для того, чтобы растить интеллигенцию, которая не утекала бы заграницу, а оставалась здесь, жила и строила эту страну. Что такое наши современные дети? Мы предоставляем их самим себе. Занимайтесь, мол, чем хотите. Так и появляется детский секс, порнография (недавно мне дали такую кассету – я просто ужаснулся). Детей надо спасать. А спасать можно только любовью и пониманием. Во времена моего послевоенного детства, например, детей просто снимали с заборов и тащили заниматься театром. Важно увлечь, что мы и пытаемся делать: у нас каждый день спектакли, разные праздники; весь год – Пушкинские уроки.
Сам Владимир Михайлович – человек, безусловно, увлеченный. Увлеченный кукольным театром, причем еще с юности. В 18 лет поставил с детьми в городском Доме пионеров свой 1-ый в жизни спектакль, "Кошкин дом” (по сказке С. Маршака) – приобретал двухгодичный трудовой стаж, необходимый для поступления на режиссерский в ГИТИС. Пришел к заучу своего Дома пионеров, куда еще с детства бегал, и попросил дать ему любую работу, "хоть грузчиком", лишь бы стаж набрать. А зауч, видно, давно обнаружила у парня талант. "Нет, братец, – говорит, – грузчиков я себе и так найду. А ты лучше сделай так, чтобы у нас в Доме пионеров был собственный кукольный театр". Штейн не растерялся и поставил "Кошкин дом".

С тех пор прошло много лет. Владимир Михайлович учился у С.В. Образцова и "самообразовывался". Систему самообразования он всегда считал главной и необходимость учиться у кого-то ощущал постоянно. Он сидел на репетициях у Г.А. Товстоногова и А.А Гончарова, работал 10 лет в театре Образцова и столько же в Башкирии, преподавал в ГИТИСе и в Уфимском институте искусств. С театром “Волшебная лампа” выезжал со спектаклями в Болгарию, Италию и Бельгию. И то обилие добра и тепла, которое он накопил за все эти годы, Штейн сейчас дарит детям.

"Мне кажется, каждый театр призван нести веру, надежду и любовь, сочетая в своей деятельности развлечение и просвещение", – завершает Владимир Михайлович.

» Вернуться в раздел публикации

© Feofania Vital: an author, screenwriter, poet. All rights reserved. Web-site design and elaboration by vladalex.ru

© Феофания Виталь: поэт, сценарист, писатель.
Все права защищены, 2004 - .
Дизайн и разработка сайта